Православное Забайкалье

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Православное Забайкалье » Православие » Чудотворная икона Албазинская


Чудотворная икона Албазинская

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Албазинская икона Божией Матери "Слово плоть бысть" - великая святыня Приамурья, свое название получила от русской крепости Албазин (ныне село Албазино) на Амуре, основанной в 1650 году знаменитым русским землепроходцем атаманом Ерофеем Хабаровым на месте городка даурского князя Албазы.

Грозно возвышавшийся над Амуром Албазинский острог стал предметом ненависти китайского богдыхана и его воевод, уже тогда мечтавших распространить свои владения на всю русскую Сибирь. В канун праздника Благовещения, 24 марта 1652 года, произошло на Амуре первое военное столкновение русских с китайцами. Молитвами Пресвятой Богородицы язычники были разбиты и отброшены в свои пределы. Эта победа явилась для русских благим предзнаменованием. Но борьба только начиналась. Еще многим сынам Святой Руси предстояло испить смертную чашу в битве за Амур - за торжество Православия на Дальнем Востоке.

В июне 1658 года албазинский отряд, 270 казаков во главе с Онуфрием Степановым, попал в засаду и в геройском бою был полностью уничтожен китайцами.

Враги сожгли Албазин, опустошили русские земли, угнали в Китай местное население. Плодородный возделанный край они хотели превратить в пустыню.

В те трудные годы Пресвятая Богородица явила особое знамение Своей милости к Амурской земле. В 1665 году, когда русские вернулись и восстановили Албазин, пришел на Амур с духовенством старец Ермоген из Киренского Свято-Троицкого монастыря и принес с собою благословение возрожденному краю - чудотворную икону Божией Матери "Слово плоть бысть", именуемую с тех пор Албазинской. В 1671 году блаженный старец основал в урочище Брусяной Камень (полтора километра от Албазина вниз по Амуру) небольшую обитель, где и пребывала святая икона в последующие годы.

Албазин обстраивался. В двух храмах города - Вознесения Господня и Святителя Николая Чудотворца - возносили Бескровную Жертву албазинские священники. Невдалеке от города (вверх по Амуру) был основан еще один монастырь - Спасский. Плодородная земля кормила хлебом всю Восточную Сибирь. Местное население приобщалось к русской православной культуре, мирно входило в состав многонационального Русского государства, находило у русских защиту от набегов хищных китайских феодалов.

В Москве не забывали о нуждах далекой Амурской окраины: крепили военную оборону, улучшали управление краем. В 1682 году было образовано Албазинское воеводство. Заботились о духовном окормлении приамурских племен. Поместный Собор Русской Церкви в 1681 году принял решение о посылке в дальние города, на Лену и Амур, "в дауры", "людей духовных - архимандритов, игуменов или священников, добрых и учительных, для просвещения неверующих христианским законом". Дауры и тунгусы целыми родами приступали к святому Крещению, большое значение имело обращение в Православие даурского князя Гантимура, в крещении Петра, со старшим сыном Катанаем, в крещении Павлом.

Слуги богдыхана готовили, между тем, новое нападение. После нескольких безуспешных набегов 10 июля 1685 года они подошли к Албазину с 15-тысячной армией и окружили крепость. В ней находилось 450 русских воинов с 3 пушками. Первый штурм был отбит. Тогда китайцы со всех сторон обложили деревянные стены острога дровами и хворостом и подожгли. Дальнейшая оборона стала невозможной. Со знаменами и святынями, среди которых была чудотворная Албазинская икона, гарнизон в боевом порядке покинул крепость.

Но Божия Матерь не оставила Своим заступлением избранного Ею града. Разведчики вскоре донесли, что китайцы вдруг "наспех, днем и ночью" стали отступать от Албазина, не успев даже выполнить приказ богдыхана об уничтожении засеянных русских полей. Чудесным вмешательством Небесная Покровительница не только изгнала врагов из русских пределов, но и сохранила хлеб, которого хватило потом восстановленному городу на несколько зимовок. 20 августа 1685 года русские уже вновь были в Албазине. Прошел год, крепость снова была осаждена китайцами. Началась героическая пятимесячная оборона Албазина - "Албазинское сидение", занимающее почетное место в истории Русской боевой славы. Трижды - в июле, сентябре, октябре - бросались войска богдыхана на штурм деревянных укреплений. Огненные стрелы и раскаленные ядра градом летели на город. Бой был такой, что ни города, ни его защитников не видно было в дыму и в огне. И все три раза незримый Покров Богородицы ограждал албазинцев от жестоких врагов.

К декабрю 1686 года, когда китайцы, признав свое бессилие, сняли осаду Албазина, в городе из 826 его защитников оставалось 150 человек.

Для продолжения войны с богдыханом этих сил было недостаточно. В августе 1690 года последние казаки во главе с Василием Смиренниковым, одним из героев албазинской обороны, ушли из Албазина. Ни крепость, ни ее святыня не достались врагу: укрепления были срыты и уничтожены казаками, Албазинская икона Божией Матери была перенесена в Сретенск, город на реке Шилке, впадающей в Амур.

Но и после гибели Албазина Бог судил его жителям выполнить еще одно служение на благо Церкви. Прекращение военных действий способствовало Божиим Промыслом усилению благодатного воздействия Православия на народы Дальнего Востока. За годы войны около сотни русских казаков и крестьян из Албазина и его окрестностей попали в плен и были отведены в Пекин. Богдыхан (император) приказал даже отдать одно из буддийских капищ для устроения в китайской столице православного храма во имя Софии, Премудрости Божией. В 1695 году митрополит Тобольский Игнатий отправил в Софийский храм антиминс, миро, богослужебные книги и церковные сосуды. В послании к пленному священнику Максиму, "проповеднику Святого Евангелия в Китайском царстве", митрополит Игнатий писал: "Да не смущается, ниже да оскорбляется душа твоя и всех пленных с тобою о вашем таковом бедствии, ибо воле Божией кто противиться может? А пленение ваше не без пользы китайским жителям, так как свет Христовой Православной веры вами им открывается".

Скоро проповедь Евангелия в китайской империи принесла плоды - появились первые крещенные китайцы. Русская Церковь ревностно заботилась о новой пастве. Митрополит Тобольский, Святитель Филофей, апостол Сибири (1727), писал грамоты пекинскому духовенству и верующим, в 1715 году прибыла в Пекин Русская Духовная Миссия, непрерывно продолжавшая с тех пор дело христианского просвещения язычников в течение двух с половиной столетий до самого недавнего времени.

Прошли годы, наступила новая эпоха русского освоения Амура. В 1850 году, в праздник Всемилостивого Спаса, 1 августа, капитаном Г. И. Невельским был поднят русский Андреевский флаг в устье Амура и основан город Николаевск-на-Амуре. Трудами генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева-Амурского (1881) и святого равноапостольного Иннокентия, архиепископа Камчатского (1879, память 31 марта), в духовном окормлении которого находились Приамурье и Приморье, в несколько лет весь левый берег Амура был застроен русскими городами, селами и казачьими станицами. Каждый год становился важной ступенью в хозяйственном освоении края, его христианском просвещении и благоустроении. За одно лето 1857 года на берегу Амура было выстроено пятнадцать станиц и поселков (в том числе большие станицы - Албазинская на месте древней крепости и Иннокентиевская, названная так в честь Святителя Иннокентия), также за одно лето 1858 года - более тридцати поселений, среди них три города - Хабаровск, Благовещенск, Софийск.

В мае 1858 года, в день Святителя Николая Угодника, в Усть-Зейский казачий пост прибыли Н. Н. Муравьев-Амурский и архиепископ Камчатский Иннокентий. Святителем Иннокентием был здесь заложен храм в честь Благовещения Божией Матери - первое здание нового города. По имени храма и город был назван Благовещенском - в память о первой победе над китайцами в праздник Благовещения в 1652 году и в память о храме Благовещения в Иркутске, в котором начинал свое священнослужение Святитель Иннокентий, а также в ознаменование того, что "отсюда изойдет благая весть о воссоединении Приамурского края с Российскими владениями". Новые переселенцы на пути к Амуру, проезжая через Сретенск, усердно приносили моления Святой Защитнице Приамурья пред Ее чудотворной Албазинской иконой. Молитвы их были услышаны: Айгунский (1858 года) и Пекинский (1860 года) договоры окончательно закрепили за Россией левобережье Амура и Приморье.

В 1868 году епископ Камчатский Вениамин Благонравов, преемник святителя Иннокентия, перенес святую икону из Сретенска в Благовещенск, вернув Амурскому краю его славную святыню. Новый период в почитании Албазинской иконы Божией Матери начался с 1885 года и связан с именем епископа Камчатского Гурия, который установил ежегодное празднование ей 9 марта и еженедельное чтение акафиста с молебным пением. Летом 1900 года, во время "Боксерского" восстания в Китае, волна мятежа дошла и до русских рубежей. Китайские войска неожиданно появились на берегу Амура перед мирным Благовещенском. Девятнадцать дней враг стоял пред беззащитным городом, осыпая его артиллерийским огнем, угрожая вторжением на русский берег. Обмелевший Амур облегчал переправу противнику. Но в Благовещенском храме непрестанно шла служба, читались акафисты пред чудотворной Албазинской иконой. И Покров Божией Матери, как в давние времена албазинских сражений, был простерт над городом: не осмелившись перейти Амур, неприятель ушел от Благовещенска. По рассказам самих китайцев, они часто видели в те дни, как по берегу Амура проходила Светлая Женщина, внушавшая им необоримый страх и лишавшая их снаряды губительной силы.

Более 300 лет охраняет амурские рубежи России чудотворная Албазинская икона Божией Матери. Православный народ чтит ее не только как Покровительницу русских воинов, но и как Помощницу матерей. Верующие молятся пред иконой за матерей во время их чревоношения и родов - "дарует бо Богородица верным обильные дары целебные от неистощаемого источника святыя иконы Албазинския".

Албазинская икона Божией Матери в Сретенском монастыре

Албазинская икона Божией Матери

Албазинская икона Божией Матери является покровительницей русского воинства. Другое название этой иконы "Слово плоть бысть". Образ Богоматери изображает чревоношение Божественного Младенца, и перед нею также принято молиться за матерей во время чревоношения и болезней рождения.

http://www.pravoslavie.ru/news/05_06/glav.htm

0

2

Сто лет назад, в 1902 году, по благословению Преосвященного Никодима (Бокова) частичные посещения святой иконою Албазинской по просьбам жителей отдельных селений впервые вылились в более масштабные путешествия, охватывающие обширные районы Приамурского края, и сделались делом общеепархиальным. С этого времени ежегодно до революционных лихолетий износилась в конце весны чудотворная святыня из Благовещенского кафедрального храма и до середины осени крестными ходами посещала множество сел Приамурского и За-Зейского краев. Радость и духовный подъем амурчан были огромны. Так освящалась земля Приамурская.
Почитание Православными чудотворной иконы в Приамурье росло год от года и увенчалось тем, что при Преосвященном Гурии (Буртасовском), вступившем в управление епархией в 1885 году, осенью этого же года указом Святейшего Синода был учрежден общеепархиальный праздник в честь святой иконы Албазинской Божией Матери, который ежегодно стал отмечаться 9 марта по старому стилю (22 марта – по-новому). В этот день в кафедральном соборе и других храмах епархии служатся праздничные литургии и молебны. С того времени также начались в Благовещенском кафедральном соборе еженедельные чтения акафиста перед святой чудотворной иконой. Была составлена молитва к Албазинской иконе Божией Матери, которая читается и по сей день. Ниже приводится эта молитва, напечатанная в сборнике «Молитвы чтомые на молебнах», изданном в 1903 году:

«Богородице Дево, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, Заступница рода христианского! Пред чудотворною иконою Твоею предстояще, отцы наша молиша Тя, да явиши покров Твой и заступление стране Приамурстей. Тем же и мы ныне молим Тя: град наш и страну сию от нахождения иноплеменных соблюди и от междоусобныя брани сохрани. Даруй мирови мир, земли плодов изобилие, благоверному же Императору нашему Николаю Александровичу и наследию его здравия и на враги одоление; сохрани во святыне пастырей наших, во святых храмах труждающихся; осени вседержавным покровом Твоим строителей и благотворителей их. Утверди в правоверии и единомыслии братий наших; заблудших же и отступльших от Православныя веры вразуми и соедини Святей Церкви Сына Твоего. Буди всем притекающим к чудотворной иконе Твоей покров, утешение и пристанище от всяких зол, бед и обстояний; Ты бо еси больных исцеление, скорбящих утешение, заблудших исправление и вразумление. Приими моления наша и вознеси я ко Престолу Всевышняго, яко да Твоим предстательством соблюдаеми и покровом Твоим осеняеми, прославим Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Преосвященный Гурий (в будущем он стал Епископом Самарским), проведший до принятия Архиерейского сана несколько лет на амурской земле, будучи ректором Благовещенской Духовной семинарии, более других благовещенских Архипастырей при вступлении на кафедру был знаком с теми невзгодами, скорбями и лишениями, которые приходилось переносить чадам Православной Церкви вдали от родных обжитых мест, среди многочисленных сектантов, которые ссылались в Приамурский край из центральных регионов России, и язычников, издревле населявших этот край. Он видел и знал, как трудно переживаются эти невзгоды, когда мятущемуся духу не на чем остановиться, некому излить скорбь и тоску наболевшей души, - знал, что нет в этих случаях ничего благодатнее, действеннее Небесной помощи. Преосвященный Гурий понимал, какую твердую религиозно-нравственную опору даст Православным, обратив взоры и сердца их к Владычице мира, благодатию пребывающей в святой чудотворной иконе Ее Албазинской. Личное усердие Преосвященного Гурия в этом святом деле было поддержано желанием и содействием Архиепископа Вениамина (Благонравова), возглавившего после своего отъезда из г. Благовещенска Иркутскую епархию.
Народ со священным восторгом и радостью встретил призыв Архипастыря к более усердному чествованию святой иконы. Праздник, учрежденный в честь святой Албазинской иконы, стал всеобщим, а еженедельные чтения акафистов перед иконой сделались необходимой религиозной потребностью для многих благочестивых граждан Благовещенска.
Чудотворящая многие века святая икона, по своем прибытии в богохранимый град Благовещенск, с каждым годом все более прославлялась новыми чудесами, происходящими по горячей молитве к ней. Так, уже с осени 1885 года, со времени установления празднования святой иконе и еженедельных чтений акафистов перед нею, пошли на убыль, а вскоре и вообще прекратились в городе Благовещенске и его окрестностях страшные эпидемии дифтерита и скарлатины, уносившие множество жизней. Черные флаги над домами, в которых находились больные, прежде наводили ужас на горожан. Заступничеством Пресвятой Богородицы и по усердным молитвам к Ней смертоносная опасность миновала. А в 1895 году чудотворная икона явила чудеса во время эпидемии язвы, поразившей город.
Так как святая Албазинская икона Божией Матери, именуемая «Слово плоть бысть», изображает чревоношение Богоматерью Богомладенца, то было замечено вскоре, что особенно проявляется благодатная Небесная помощь по усердным молитвам за беременных женщин во время их чревоношения, а также во время родов. Преосвященный Гурий сам стал непосредственным свидетелем чуда избавления его близкой родственницы от смертельной опасности, подвергшейся ей во время родов. Именно во время его чтения со всею сердечной искренностью и благоговением акафиста пред святой чудотворной иконой больная благополучно разрешилась от бремени здоровым ребенком.
Есть многочисленные свидетельства о подобных исцелениях и в наши дни, когда по просьбам верующих отверзались Царские врата в кафедральном Благовещенском храме или в других церквах Благовещенской епархии и служились молебны о здравии носящих во чреве и рожениц с чтением акафиста перед святой чудотворной иконой Албазинской Божией Матери или перед ее списками.
При Преосвященном Гурии было дано начало развитию традиции Крестных ходов с чудотворной иконой по городу. Со святой иконой торжественно ходили по улицам Благовещенска, заносили в дома, жители которых нуждались в укреплении и исцелении, проносили ее над больными. Очень часто при этом происходили исцеления или облегчения страданий болящих. Чудеса, происходящие по молитвам верующих у чудотворной иконы и при посещении ею домов, быстро становились известными Православным христианам не только в городе, его окрестностях, но и далеко за его пределами по всему Приамурскому краю. Вскоре было положено начало и многодневным путешествиям святыни в те села, из которых к Преосвященному Владыке приходили письменные просьбы о принесении чудотворной иконы и общественного совершения молебных пений перед нею для решения возникающих проблем в жизни селян и духовной помощи.
По инициативе Преосвященного Гурия 9 марта 1886 года при Благовещенском кафедральном соборе было основано Православное Братство Пресвятой Богородицы – благотворительно-попечительское общество общероссийского масштаба. Православное Братство ставило своей целью содействие утверждению в Православной вере церковных чад Благовещенской епархии, охрану их от пропаганды расколо-сектантских заблуждений и возвращение в лоно Святой Церкви заблуждающихся и уклонившихся от нее раскольников и сектантов. Для этого проводились многочисленные публичные и частные беседы с сектантами, в Православном народе распространялись брошюры полемического содержания. Осуществлялись различные благотворительные акции, в том числе духовные концерты, организовывалась денежная помощь, проводилась работа по устройству ремесленно-воспитательных приютов для детей, по открытию и денежному содержанию школ и других учреждений подобного типа, особенно в районах зараженных расколо-сектантством с целью противодействия. Проводилась также активная миссионерская деятельность.
Во главе Братства стоял Епархиальный Преосвященнейший, как его покровитель и непосредственный руководитель. Среди почетных членов стояли Приамурский генерал-губернатор, Военный губернатор Амурской области, Амурский вице-губернатор. Почетными членами Братства были многие видные духовные и общественные деятели со всех концов России, в том числе и из Царствующей Династии Романовых.
После переведения Преосвященного Гурия на Самарскую кафедру 23 апреля 1894 года, в память о служении на Амурской земле Владыка взял с собой специально написанную для него копию со святой чудотворной Албазинской иконы Божией Матери. 28 августа 1894 года Преосвященный Гурий, Епископ Самарский и Ставропольский, в день освящения главного престола новосооруженного Самарского кафедрального собора, принес в дар собору этот список дорогой для него святыни Приамурья, с молитвенным призванием благословения Божьего и милости Царицы Небесной на богоспасаемый город Самару.
Много списков с чудотворной иконы было сделано до революции. Одни из них оставались в Приамурье, другие расходились по всей Российской Империи.

Отредактировано chara65 (2009-11-23 19:43:20)

0

3

В 1868 году епископ Камчатский Вениамин Благонравов, преемник святителя Иннокентия, перенес святую икону из Сретенска в Благовещенск, вернув Амурскому краю его славную святыню.

Жалко что это случилось! Я родился в городе Сретенск,

В августе 1690 года... Албазинская икона Божией Матери была перенесена в Сретенск, город на реке Шилке, впадающей в Амур

,
где икона пробыла 178 лет. Если бы этого не произошло то город не был бы разрушен и не прозябал бы в нищете брошенный на произвол судьбы.:`(

0


Вы здесь » Православное Забайкалье » Православие » Чудотворная икона Албазинская


Создать форум. Создать магазин